Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пармиджанино франческо

Энциклопедический словарь

Пармиджани́но Франческо (Parmigianino), настоящая фамилия Маццола (Mazzola) (1503-1540), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утончённый рисунок воплощает идеал холодной и одновременно чувственно-загадочной красоты («Мадонна с длинной шеей», 1534-40).

* * *

ПАРМИДЖАНИНО Франческо - ПАРМИДЖАНИ́НО (Parmigianino) (наст. имя, Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма - 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.

Ранние годы

Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но в первую очередь Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), именно в этом городе создавшего свои главные произведения.

Данное влияние четко проступает уже в ранних его произведениях («Мистическое обручение Св.Екатерины», ок. 1521; фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, ок. 1522-23; и др.), соседствуя, однако же, с остроиндивидуальными стилистическими чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ)») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций.

Уже в ранний период проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны («Галеаццо Санвитале», 1524).

Тревожная грация

В 1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII (см. КЛИМЕНТ VII). Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В главном его религиозном образе того периода («Видение Св. Иеронима», 1527) закрепилось влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.

После погромов, которыми сопровождался захват Рима (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) войсками Священной Римской империи, в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три лучшие свои религиозные картины - «Богоматерь со Св. Маргаритой и др. святыми» (кон. 1520-х), «Богоматерь с розой» (кон. 1520-х - нач.1530-х) и прославленную «Богоматерь с длинной шеей» (1534-40), ставшую его своеобразным творческим завещанием. Все в последней композиции - и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) - призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве.

Загадочного обаяния полна и т. н. «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки; ок.1535-37); ее взгляд, как это всегда бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. С 1531 работал над росписями пармской церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к его заключению в тюрьму (1539). Выпущенный под залог, бежал в Казальмаджоре.

Оставил также значительное графическое наследие - рисунки и офорты (см. ОФОРТ) (Пармиджанино одним из первых итальянских художников освоил эту технику).

Энциклопедия Кольера

ПАРМИДЖАНИНО Франческо (Parmigianino)

(1503-1540), итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Настоящее имя Пармиджанино - Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). Родился в Парме 11 января 1503. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523-1527). Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Иеронима (ок. 1526-1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527-1530, Дрезден, Картинная галерея). Стиль Пармиджанино - рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531-1540, и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523-1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур, использование декоративных эффектов. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534-1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т.н. Антея (ок. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).

Полезные сервисы